Самадхи
Составитель К.Д.
Самадхи
Теософский словарь.
САМАДХИ (Санскр.) Состояние экстатического и полного транса. Этот термин происходит от слов Сам-адха, "само-обладание". Тот, кто обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это высшее состояние Йоги.
Письма Е.И.Р. В 2-х тт. Том 2, стр. 016.
Также следует осветить понятие самадхи, или высшего духовного озарения. Много написано об этом состоянии людьми, никогда не испытавшими его или имевшими лишь самое незначительное проявление его. Но ступеней самадхи столько, сколько ступеней сознания и циклов духовного совершенствования. Степень получаемого озарения всегда отвечает нашим духовным накоплениям. Отсюда должно быть ясно всё разнообразие в глубине этих прозрений. Если бы достижение самадхи давало нам всезнание, то понятие Беспредельности должно было бы отпасть. Кроме того, сознание, погруженное в самадхи, получая прозрение, обусловленное пределами индивидуальных накоплений и доступными сферами, на физический план может перенести лишь часть этих переживаний. Ибо физический организм не может длительно отвечать на высшие вибрации и запечатлеть их в мозгу без разрушения. Наука уже наглядно доказала нам разрушительное действие от несоответствия вибраций. Так человек, возвращаясь из самадхи, сохраняет некоторое воспоминание, но это не значит, что он стал всезнающим и что отныне он может проникать в сущность любого явления. Он видел или испытал то или иное состояние экстаза, или высшее напряжение чувства, или прозрение в сущность того или иного явления. Так он может постичь вечное бытие, может ощутить высшую любовь и красоту бытия, может постичь единство всего существа, своё присутствие во всём и связь со всем и всеми, но всё же он не станет от этого всезнающим, как это понимается земным сознанием. Постижения в самадхи иного порядка, мы можем прикоснуться к нуменам вещей, но возвращаясь на Землю, мы должны изучать их воздействия земными методами. Конечно, неимоверно трудно описывать словами неописуемое. Но всё же: «Превыше всех самадхи царствует мысль. Чем выше, тем мощнее; чем пламеннее мысль, тем явление полезнее. Истинно, мысль стихийна и беспредельна». Кроме того, достижение полного самадхи на нашей планете доступно лишь полному Архату, живущему в совершенно особых условиях. Так Вивекананда, конечно, не имел полного самадхи, но даже эта степень самадхи, в которую он был погружен, будучи недостаточно подготовленным к ней физически, явила печальные следствия. Ранняя смерть его была результатом этого преждевременного насильственного переживания.
Человеческий организм нашего планетного круга ещё далёк от таких восприятий, и потому необходима длительная подготовка, не только для такого рода явления, но и для всех меньших огненных явлений. Тончайшие вибрации неурегулированного подъёма силы кундалини могут разрушить тело, не приученное, не закалённое к восприятию их. Не забудем, что так называемый йог Рамачарака [американец Аткинсон] если и был в числе слушателей Вивекананды, то йогом никогда не был. Отсюда и свобода его изложения механических методов без освещения всех опасностей, сопряжённых с подобным насилием.
На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи руководств, указывающих лёгкие способы, как механическим путём развить в себе скрытые низшие психические силы. Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне тёмных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним, и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих тёмных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг Земли атмосферу, отравленную низшими эманациями, необходимую для их существования.
Также несомненно, что простое ритмическое дыхание само по себе очень полезно. Люди разучились не только пользоваться свежим воздухом, но, именно, правильно дышать, что является основою нашего здоровья. Но пранаяма Хатхи Йоги не имеет ничего общего с таким ритмическим дыханием. Ведь пранаяма, которой занимаются Хатха йоги, имеет целью, путём задерживания дыхания, вращения и других гимнастик, раздражить и вызвать прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но можно легко представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние. Вот почему столько несчастных случаев среди занимающихся пранаямой с невежественными и безответственными учителями. Открытие центров может происходить без вреда лишь под руководством Великого Учителя, видящего истинное состояние нашего организма во всей сложности его и знающего, что и когда возможно применить или допустить. Не забудем, что, именно, при трансмутации центров происходит страшное напряжение их и приливы крови к ним. Учитель должен уметь перенести иногда эти напряжения в более безопасное место или же удалить лишнюю кровь, чтобы избежать общего воспламенения и огненной смерти. Если ученик готов к такой трансмутации, то, поверьте, Учитель не упустит ни минуты и даст всё доступное по организму и по условиям его жизни.
Много писала я своим корреспондентам о вреде механических способов и об опасности развития медиумизма. Для истинного ученичества нужно проявить силу духа и знать истину, а не увлекаться фокусами, доступными каждому медиуму.
После моего определения самадхи, Вы видите, насколько относительны будут озарения. Понятие Беспредельности исключает возможность достичь когда-либо абсолютного знания, и в этом заключается всё величие - это и есть ЖИЗНЬ. Каждая Манвантара, каждый цикл имеет свою истину, и человечеству даётся та часть её, которую оно может вместить в данный цикл. Конечно, у Архатов не может быть разногласия в основных принципах, но и Они всё время познают и углубляют свои знания. Возможно ли представить себе полное постижение? Ведь это было бы равносильно уничтожению! Именно, что случилось бы с сознанием нашим, сама сущность которого в его вечном движении или постижении? Беспредельна жизнь и беспредельны постижения и возможности. В радости Необъятному и Несказуемому Величию и закончу моё пояснение.
Письма Е.И.Р. В 2-х тт. Том 2, стр. 150. // 02.04.36 г.
Сейчас всех йогов, стремящихся лишь к достижению самадхи, Великие Учителя называют дезертирами.
Письма Е.И.Р. в Америку, т.3, стр. 463. // 10.XII.54 г.
Космическая Вибрация высшего Притяжения, или Любви в человеческом высшем понимании, звучит в Пространстве и на огромных пространствах, но необходимо было собрать, сконцентрировать её в мощном Резервуаре, чтобы человечество могло, хотя бы в малой степени напряжённости, приобщиться к этой Благодати. Такой Источник и есть Космический Разум Высшего Иерарха и Совершенное Сердце Солнечного Владыки. Приближение, отражение и озарение ими мы можем получить через открытие наших высших духовных центров, путём достижения настоящего Самадхи, или слияния с Высшим Сознанием. И Вы знаете, какая самоотверженность в неуклонном устремлении и чистота во всей природе требуется для этого.
Письма Е.И.Р. т. 9. 1951-1955 гг. (МЦР), стр. 332. // №183. Б. Н. и Н. И. Абрамовым. 17.11.1953 г.
Ярый ток энергии подымается по среднему каналу сушумны и может подняться постепенно до ярого верхнего позвонка. Ничего не опасайтесь и не бойтесь, самадхи не будет явлено, ибо для самадхи нужно уже иметь открытыми все центры и необходимо некоторое им огненное очищение, что тоже сейчас невозможно из-за антагонистических токов, которые сменятся, но не раньше нескольких лет.
Агни Йога, 549.
Но достижения Самадхи не уберегли человечество от ужаса рабства и предательства.
Сердце, 206.
Можно понять, насколько в древности требовалась обрядная сторона Йоги, но следует продвигаться по пути непосредственного общения с Миром Высшим. Йога Огня ведёт этим кратчайшим путём, не выходя из жизни. В этом заключается отличие нового понимания мировых сближений. Имеем перед собою пример знаменательной степени так называемого Самадхи без удаления из жизни. Можно понять, что явление Матери Агни Йоги не легко достижимо в условиях Великой Битвы. Ценность такого проявления в том, что совершенно превзойдены обычные правила сосредоточения. Именно всё значение перенесено в сердце, иначе говоря, туда собрано значение всего сближения миров. К тому же нужно заметить, что сердце прекрасно перенесло это наполнение. Конечно, ощущение настоящего времени не от Самадхи. Уже много Советовал необходимую бережность как в духе, так и в материи. Прошу оберечь сердце от внешних и внутренних расстройств. Нужно принять совершенно исключительные меры, чтобы отразить все нападения. Нужно понять, что день вчерашний совершенно отличается от завтра, так неслыханно круговращение. Небывалые тучи, и нужно весело встретить их.
Сердце, 210.
В состоянии восторга, в состоянии Самадхи, нет ли свойств самости? Так спросит невежда. Откуда ему знать, что это высшее состояние не только несвойственно самости, но противоположно ей. Откуда не прикасавшийся к высшему напряжению может знать, что именно оно несёт высокую Благодать на Общее Благо. Ничто не рождает то чистое самоотвержение, которое создаётся восторгом наполненного сердца. Какая же из энергий человеческих может сравниться с энергией сердца, и которая из энергий может действовать на больших расстояниях? Миры не имеют для неё границ и сознание не знает ограничений. Так можно просекать окно в Невидимое. Но как сказано - станет видимым Невидимое, и мы будем в жизни готовы принять крещение огненное. Потому так усмотрим значение опыта, совершённого Матерью Агни Йоги здесь, не выходя из жизни. От первых пространственных искр через все огни до Самадхи она оставит записи, которые лягут порогом Нового Мира. Потому Говорю не только о напряжении, но и о великой осторожности. Армагеддон не облегчает условия восхождения, тем ценнее достигнутое.
Мир Огненный I, 011.
При напряженных огненных явлениях можно заметить одно проявление основного качества Огня. Окружающие предметы становятся как бы прозрачными. Вы можете засвидетельствовать это. Огонь как бы претворяет все огненные сущности и открывает светоносную материю, лежащую в основании всего Сущего. То же можно сказать о магните огненного сердца, своеобразно оно открывает огненную природу всего приближающегося. Так можно наблюдать огненные качества через огненное сердце. Только нужно найти это сердце и со всей бережностью приложить его к опыту. При таких опытах нужно помнить, что обнажение светоносной материи может быть чрезвычайно опасно при грубых окружающих условиях. Опасность полного Самадхи зависит от этого же качества Огня. Тем не менее, не противьтесь огненным явлениям, если они не отягощают сердце. Явления в годы Армагеддона, конечно, очень спутаны, ибо ритм Огня Пространства и Огня подземного нарушен. Обычно подобные нарушения ритма не принимаются во внимание, и тем ещё больше усиливают космическое смятение.
Мир Огненный I, 120.
Алкоголизм и опий являются уродливыми попытками приблизиться к Миру Огненному. Если Самадхи естественное проявление Огня Высшего, то пламя алкоголя будет разрушителем Огня. Правда, наркотики вызывают иллюзии огненного приближения, но они же встанут надолго препятствием к овладению истинной энергией Агни. Ничто не представляет такого несчастья в Тонком Мире, как эти противоестественные попытки вызвать Огонь без соответственного очищения. Можно представить, что пьяница в Тонком Мире мучается не только от позывов к алкоголю, но он ещё больше страдает от неестественно проявленного Огня, который вместо укрепления пожирает ткани вне срока. Совершенно иначе совершается сгорание тонкого тела при переходе в Мир Огненный, оно вспыхивает как ненужная оболочка при ощущении освобождения, но, как и всё в природе, должно совершаться лишь основным законом и не терпит насилия.
Мир Огненный I, 659.
Самадхи является лишь частичным огненным состоянием. От Земли трудно понять возможность огненного существования, если даже Самадхи отвечает ему не полно. Если Самадхи так опасно для жизни, то какое же напряжение энергии требуется для ассимиляции Огня! Но трансмутация сознания создаёт столь напряжённое восторженное состояние, что проявление огненного напряжения лишь соответствует мощи нового существа.
Мир Огненный II, 226.
Сны сообщают нас с Тонким Миром, таким образом, должны быть соответствия и в Тонком Мире по отношению к Огненному. Они своеобразно существуют, но не везде такие прикасания к Миру Огненному сознательны. Нужно обладать развитым сознанием, чтобы такие Самадхи не ослепляли. Нужно уже на Земле приготовить себя к огненному приближению. Мысль может сделать представление об Огне совершенно естественным. При таком простом и постоянном представлении утвердится приближение без всяких затруднений.
Мир Огненный III, 033.
Среди борений духа нужно особенно отметить чувство неудовлетворённости. Дух, имеющий синтез, конечно, может утверждать свою силу. Но, именно, эти огненные приёмники не знают чувства удовлетворения. Так часто в жизни можно наблюдать, как условность не принимает Носителей Синтеза. Каждое проявление видимости всегда всеми оценивается. Нужно лишь сожалеть, что люди так ограничивают себя, порождая узкие рамки. Нужно пожалеть не желающих понять творчество мысли. Правильно сказали о мысли и чувствознании. Превыше всех Самадхи царствует мысль. Чем выше, тем мощнее. Чем пламеннее мысль, тем явление полезнее. Истинно, мысль стихийна и беспредельна.
Аум,8.
Также отлично знаете, что состояние высшего Самадхи опасно для земного тела. Сила высших энергий не переносима для хрупких оболочек, но следует превозмочь состояние обычного расстройства, и тогда касание высших крыльев будет не так опасно. Снова вспомним всевозможные способы приведения в восторженное состояние, ими пытались защититься от опасности Сил Высших. Но лучшим средством будет постоянное размышление о Силах Высших. Таким способом психическая энергия привыкает к возможности воздействия Сил Высших, и нервное вещество посильно укрепляется, чтобы не быть потрясённым. Ведь даже лучший друг может вызвать потрясение, если войдёт неожиданно.
Аум, 115.
Одной из причин, почему Самадхи происходит так редко, является неумение людей обращаться с таким возвышенным состоянием. Они постараются прервать начало каждого необычного состояния. Кроме того, люди не оставят в покое впавшего в Самадхи и своими грубыми приёмами произведут опасное потрясение. Но даже в самой обычной жизни требуется осторожное отношение друг к другу. Человек, получивший сотрясение, должен быть оставлен в покое. Но редко люди соблюдают даже такую примитивную осторожность.
Так нельзя безопасно давать Самадхи, пока мышление человеческое не поймёт, как обращаться с высшими энергиями. Потому каждая мысль о реальности Высшего Мира уже будет полезной.
Надземное, 527.
Урусвати знает, что Нирвана есть высшее гармоничное напряжение энергии. Паранирвана есть тем более высшее напряжение. Люди полагают, что Нирвана им недоступна, и для Самадхи требуется долгое телесное и духовное упражнение. Но не забудем, что организм человеческий есть совершенный микрокосм, в нём заключаются всевозможные явления до беспредельности.
Каждый человек может ощутить намёки на чувствования Нирваны и Самадхи. Но такие намёки будут так быстротечны, что земное сознание не умеет усвоить их. Человеку может показаться, что он беспричинно теряет сознание или вспыхивает необъяснимым огнём, или как бы теряет телесный вес. Много бывает явлений, которые заметны лишь расширенному сознанию, но лишь исключительные избранные могут осознать происходящее. Среди многих достижений науки ещё не произнесено утверждения, что каждый человек может приобщиться к высшим чувствованиям, но он должен держать дух в чистоте.
Грани А.Й. 1955 г. 387. (Июль 21).
Знание Высшее приводит к самадхи, состоянию блаженства, или счастья достигнутого, того счастья, которого нет на Земле, но которое достижимо в духе, когда всё земное оставлено позади. Таков путь духа.
Грани А.Й. 1958 г. 052. (Фев. 13).
Высшая радость и высшее счастье, духовный восторг, самадхи есть полный отрыв от земного и освобождение духа от власти над ним материальных условий. Не освободиться, не пройдя через все тягости плоти и не осознав значения земных притяжений. Надо пройти через все слои низшей материи, чтобы познать её высший аспект. И когда сферой осознания становятся Материя Люцида и Материя Matrix, счастье тогда достижимо, ибо в Сферы Вечного Света вступает тогда дух. Состояние религиозного экстаза и состояние самадхи есть переживание духом человека состояния высшего счастья, доступного ему на Земле и в Мирах. Церковный язык говорит о блаженстве так называемых праведников. Но дело не в названиях и словах. Сознание, облечённое Светом и живущее в теле Света, будь то во плоти или вне её, знает, что значит счастье духа, ибо в духе оно, но не в теле. Ничто земное не сможет его дать утончённому духу, ни в чём земном не в силах найти он ту радость бытия, которой звучат Высшие Сферы.
Грани А.Й. 1962 г. 178. (М. А. Й.).
Нирвана придёт, Самадхи возможно, но сколько же надо трудиться и ждать, чтобы достигнуть. Пока же по-прежнему будем Питать надеждой, чтобы двигались дальше. Не всё ли равно, почему дух восходит, лишь бы он восходил.
Грани А.Й. 1970 г. 533. (Авг. 26).
Не будет ли состояние внутренней гармонии и мира более ценным достижением, чем что бы то ни было другое, но не дающее этого ощущения? Лучше его достичь, ничего не имея, нежели обладать всем, не зная этого чувства. Поэтому хорошо направить мысль именно на достижение мира, который выше всяческого человеческого разумения и уже не зависит от внешних условий. Конечно, они могут содействовать этому состоянию, но высшая его степень уже не зависит ни от чего, что вовне. Оно предшествует состоянию самадхи. На сердце постоянно лишь то, что ему дороже всего. И когда наинужнейшее поставлено превыше всего прочего и первенствует в сознании, тогда достижение становится возможным.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток